Электронная информационно-образовательная среда

Электронная образовательная среда – это совокупность цифровых решений для улучшения качества образования, будь то школа или институт. На ее развитие оказывают влияние несколько факторов: от технических до социальных. С развитием информационных технологий и информатизацией всех сфер общества в педагогике надежно закрепилось понятие «электронная информационно-образовательная среда». На сегодняшний день существуют нормативные документы, включающие разъяснения об особенностях организация электронной образовательной среды. Требования к условиям реализации основной образовательной программы начального общего образования ФГОС НОО прописано: «Информационно-образовательная (электронная) среда образовательного учреждения должна включать в себя совокупность технологических средств (компьютеры, базы данных, коммуникационные каналы, программные продукты и др.), культурные и организационные формы информационного взаимодействия, компетентность участников образовательного процесса в решении учебно-познавательных и профессиональных задач с применением информационно-коммуникационных технологий (ИКТ), а также наличие служб поддержки применения ИКТ».
Целью информационно-образовательной среды является формирование интеллектуальной, социализированной, творческой личности, которое достигается при помощи информационно-коммуникационных технологий открытой педагогической системы.
Что более всего поспособствовало становлению школьной информационной образовательной среды?
• Необходимость адаптации школьников к успешной продуктивной работе в условиях глобальной информатизации всех областей общественной жизни.
• Развитие новых педагогических подходов к реализации образовательного процесса с использованием современных цифровых технологий.
• Необходимость укрепления продуктивности администрирования учебных заведений.
Специалисты выделяют две основные функции, которые реализуются при помощи информационно-образовательной среды в школе:
• Дифференцирующая. Информационная образовательная среда создает благодатную почву для беспрепятственной и продуктивной реализации функций каждого участника педагогического процесса: управленцы принимают эффективные решения по организации обучающего процесса, педагоги развивают воспитательные навыки и профессиональное мастерство, а ученики совершенствуют образовательный и творческий потенциал.
• Интегрирующая. Электронная образовательная среда предоставляет условия для развития потенциала учителей, администрации и школьников в контексте общего «пространства возможностей».
Информационно-образовательная среда обеспечивает качественный результат образования благодаря совокупному применению следующих инструментов:
• разработка баз данных учебного заведения, содержащих результаты регулярных проверок качества образовательного процесса, электронные дневники и электронные журналы, как средство фиксации результатов деятельности школы;
• поддержание непрерывного педагогического сопровождения процесса обучения;
• организация дистанционных форм общения членов коллектива образовательного учреждения (чаты с родителями обучающихся, учительские форумы);
• обязательное совершенствование педагогического опыта учителей, повышение квалификации;
• внедрение дидактических и методических разработок, отвечающих современным требованиям педагогической науки и практики (наработка, использование и хранение учебных программ, методических рекомендаций проведения уроков, сценариев, дидактических материалов и т. д.);
• формирование положительного имиджа образовательного учреждения, организация связи с общественностью.
Документы
Документы